СТРУКТУРА ДОСУГА
Всё, чем детям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. Широта диапазона досуговых занятий беспредельна. Наука приблизительно называет более 40 структурных элементов досуга… Ниже, в алфавитном порядке приводится несколько примеров принципиальных элементов досуговой структуры.
Игры. Роль детской игры неоценима. Это их первая и вечная суверенная деятельность. Комнатные, настольные, уличные игры, игры на местности, командные, коллективные. Индивидуальные, сюжетные, игры должны войти в личный опыт каждого ребёнка. Игра – сильнейшее средство развития и воспитания. Это одно из важнейших тренинговых средств развития психологических свойств и качеств: мышления, памяти. Внимания, воли, наблюдательности и т.п. Игры воспитывают нравственные качества партнёрства, дружбы, сотрудничества.
Коллекционирование. Все дети проходят через собирательство, а для кого-то это становится хобби на всю жизнь. Никто не знает, что же люди коллекционируют на всей Земле? Одни специалисты называют 1100 объектов коллекций, другие – даже 5000. Самые популярные виды собирательства – филателия, нумизматика, филокартия, фалеристика. Главный воспитательный смысл коллекционирования – обогащение знаниями, опыт систематизации и научного обобщения разрозненного. Коллекционеры что-то собирают, чтобы кому-то показать, с кем-то поделиться. Юным коллекционерам надо помочь, им требуется квалифицированные советы опытных коллекционеров и просто внимание, интерес своих сверстников и педагогов.
Музыка - искусство, отражающее действительность в звуках, в звуковых образах. Перед педагогом стоит очень непростая задача: познакомить детей с миром звуков, жанров музыкального искусства, основными музыкальными произведениями, выдающимися композиторами и их произведениями. Музыкальный опыт детей и подростков могут обогатить такие модели досуговой деятельности как: музыкальные вечера (вечер авторской песни. Вечер любимой песни), драматизация песен, музыкальные викторины, музыкальные фестивали, фольклорные праздники и т.п.
Общение. Бесспорно, почти все формы досуга построены на общении детей. Особенно в этом плане важны игры и танцы. Но у детей самая сильная тяга к общению «без формы», к обычным человеческим контактам. Школьники идут в школу раньше, чтобы до уроков пообщаться с друзьями. Для этого же они выходят во двор, на улицу. Общение занимает у подростков и юношества первое место в структуре досуга. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был для своих подопечных режиссёром общения. В этом ему помогают такие мероприятия как: «огоньки», дискотеки, костры, клубы выходного дня и т.д.
Спорт – высшая культурная ценность со времён античности. Современная же эпоха диктует новую спортивную моду. Что сегодня супермодно для молодых? Скорость и сила. И обязательно, чтоб присутствовал риск. Но несмотря на стремительное развитие среди молодёжи таких видов спорта, как скейтборд, виндсерфинг, паркур и др., которые становятся не просто спортом, а стилем жизни, для большинства детей и подростков, к сожалению, остаётся проблема снижения двигательной активности. Положение с двигательным досугом детей тревожное. Всего 20-24% школьников привлечены к внеурочным занятиям физической культурой и спортом. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику – одна из важных педагогических задач. Для её решения в практике организации досуга существуют спортивные соревнования, малые олимпийские игры, спартакиады, спортивные праздники, состязания по различным видам спорта, турниры по народным играм и комические эстафеты…
Театр. Его посещение закладывает театральные привязанности и вкусы, формирует эстетическую культуру детей и подростков, раскрывает особенности природы театра, его языка. Педагог не только организует посещение детьми театра, но и обсуждает спектакли, привлекает детей и подрос тков к личной театральной практике. Театральная самодеятельность – это культура речи, творческое самовыражение, тренировка «публичности», понимание духовного мира людей. И главное – это присущая всем детям без исключения радость перевоплощения. Карнавалы, театральные вечера, коллективные творческие дела, постановки кукольных спектаклей и многие другие формы работы призваны реализовать в досуговой практике детей и подростков этот элемент досуговой структуры.
Туризм – «организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а так же носящие спортивный характер». Туризм (походы, слёты, турклубы. Полосы препятствий и др.) – самая комплексная модель детского досуга и самая любимая. Дети по натуре – «бродяги», следопыты, путешественники. Походы открывают мир, учат видеть и беречь землю, дают неоценимый опыт многоумения, общения друг с другом и с природой. Подростки в походах раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и с педагогами, дающие богатые и глубокие духовные переживания.
С.А.Шмаков "Уроки детского досуга"
|