Визитная карточка – знакомая и незнакомая
Визитная
карточка впервые появилась во Франции в XVII
веке (хотя нечто похожее существовало и
в древнем Китае) и до сегодняшнего дня широко используется в повседневной
практике. Она является удобным и эффективным подручным средством общения людей.
Визитную
карточку можно использовать не только в сфере делового общения, но и в любой
другой области человеческих взаимоотношений. Особую эффективность визитки имеют
в педагогической деятельности. Организуем ли мы совместный «огонек» двух пятых
классов и хотим, чтобы наши ребята познакомились между собой, или приходим в
старший класс заменять заболевшего преподавателя, а может быть, студент впервые
переступает порог школьной аудитории, чтобы провести свой первый, пробный урок,
- везде на помощь придет визитка.
Визитные
карточки могут стать основным содержанием или главным атрибутом различных игр с
детьми. Ниже приводятся описания подобных игр. Каждая из них помогает
участникам ближе узнать друг друга, учит их общаться, сплачивает коллектив,
развивает межличностные отношения.
«Знакомство-представление»
Каждому
игроку предлагается «вручить» остальным свою визитную карточку – это может быть
песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т.д. Пока один
игрок представляет свою визитку, другим предлагается по ассоциации с ней
назвать качества личности данного человека.
«Угадай по визитке»
Игрокам
предлагается написать свои 5-6 личных качеств (или увлечений, или любимых
способов проведения досуга, или понравившихся фильмов и пр.). Ведущий собирает
получившиеся «визитки» и зачитывает по очереди их содержание. Участники должны
догадаться по описанию, кто автор каждой «визитки».
«Визитка профессии»
Игрокам
предлагается загадать любую профессию и составить ее описание, но так, чтобы в
ней не было ничего, что подсказывало бы остальным, что это за профессия. Однако
необходимо рассказать об условиях работы, о результатах труда. Задача остальных
игроков - отгадать загаданную профессию по составленной визитке.
«Визитка тезки»
Игроку
предлагается загадать имя своего литературного (музыкального, популярного)
тезки. Например: Ольга – княгиня Ольга; Олег – Олег Газманов; Борис – Борис
Ельцин; Инна – Инна Чурикова. Затем игрок составляет «визитку» – описание
индивидуальности загаданного героя или человека. Остальные игроки должны
угадать, о ком идет речь.
«Визитка друга»
Каждый
участник игры на небольшой карточке в течение 3-4 минут записывает
«психологический портрет» кого-либо из игроков, перечисляя не менее 10-12 черт
характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Это и
будет «визитка». В ней не должны указываться признаки, особенно внешние, по
которым можно сразу узнать конкретного человека. Когда «визитки» готовы, их
перемешивают и в произвольном порядке раздают всем участникам. Задача каждого
игрока: найти среди участников того, кому принадлежит «психологический
портрет» с «визитки».
«Карусель визиток»
Для
организации игры каждому участнику необходимо изготовить 15-20 своих «визитных
карточек». Они могут быть сделаны по аналогии с настоящими, деловыми визитками.
На проведение игры отводится 3-4 минуты, за которые участники должны успеть
перезнакомиться друг с другом, вручая при «знакомстве» свою визитку. Победитель
определяется по наибольшему количеству
визитных карточек, врученных игрокам за столь короткий промежуток времени.
Визитная
карточка может представлять и целую группу людей (класс, отряд, коллектив
сотрудников, участников спортивной команды и др.). В таком случае, визиткой
можно назвать краткое, яркое творческое выступление, знакомящее данную группу
со зрителями.
Для
того чтобы такое выступление действительно являлось визитной карточкой (а не
инсценировкой, капустником, литературно-музыкальной композицией или любой
другой формой) необходимо придерживаться следующих критериев:
·
«визитка»
– основные сведения о ком-либо, необходимые для знакомства, а значит, в
выступлении должны быть отображены название, девиз, песня, атрибуты данной
группы;
·
«визитка»
– краткие сведения, а значит, длительность выступления не должна превышать 5-7
минут;
·
«визитка»
группы – значит на сцене в выступлении должны быть задействованы все члены
данной группы, а не только ее актив, или наиболее артистичные представители
(нужно найти роль каждому участнику, даже если это будет роль в «массовке» или
роль статиста);
·
«визитка»
группы – «визитка» единого коллектива, значит, необходимо в выступлении
подчеркнуть это единство: эмблемы участников, единый элемент в одежде и т.п.
Творите,
и ваши визитные карточки порадуют тех, кому вы их будете вручать!
|